Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно
в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми,
сверстниками, с предметным миром.
В
раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные
действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная
речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми,
почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение
роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному
взаимодействию с окружающим миром.
Психологи
обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой
покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление
настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это
свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка
должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей
самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.
Важно
понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам»
прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных
действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача
взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой
неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы,
высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в
работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку
заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в
деятельности.
Стремление
к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества
со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить
новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он
постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его
растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша
добиться лучшего результата.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя
позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения и интересом к миру
взрослых.
В этом возрасте ребенок
может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его восприятие
приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На
основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться
наглядно-образное мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв
действий ребенка от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».
Как
и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е.
ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок и рассказов
взрослого. Большое значение в развитии воображения играет опыт и знания
ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов
из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические
образы, возникающие у малыша, эмоционально насыщены и реальны для него.
Память
дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было
непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально
окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.
Ребенок
не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном
предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.
В
эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе.
Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает
зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает
другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому
дошкольнику присущ оптимизм.
В
3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников,
а затем косвенно контролироваться взрослыми.
К
четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг
(между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок
трех-четырех лет уверенно ходит, координирует движения рук и ног при ходьбе,
воспроизводит разнообразные другие движения. Он умеет правильно держать
карандаш, проводит горизонтальные и вертикальные линии, осваивает
изобразительные умения.
Ребенок
владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в
различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по
признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно
стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и
гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится
своими успехами.
В
играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется
предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него
есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку,
составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и
птиц.
Ребенка
отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он
знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их
повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об
окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и
поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность,
готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые
взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством
вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
Комментарии
Отправить комментарий